Умение говорить, а уж тем более говорить правильно и чисто — это одна из важнейших особенностей человека, значение которой практически невозможно переоценить. На протяжении нескольких столетий люди общались друг с другом, и никто никогда не задумывался, как происходят механизмы общения, ведь разговор происходит на автоматическом уровне. В нашей речи очень много различных звуков, которые помогают нам выражаться с собеседником.
Как правило, к 4-5 годам, дети уже знают все звуки и довольно чисто произносят слова. Однако, у многих детей есть проблемы с выговариванием определенных звуков. Таким «сложным» звуком является звук буквы Л. Важно вовремя заметить, что ваш ребенок неправильно произносит этот звук и провести с ним ряд профилактических тренировок, чтобы избежать проблем с речью в школе.
Важные рекомендации для родителей
Чтобы перейти к тренировкам по произношению звука Л нужно придерживаться ряда нехитрых правил и рекомендаций:
- Разговаривайте с ребенком на равных, как со взрослым. Не нужно с детьми сюсюкаться. Вы должны ценить его, а главное показать это вашему ребенку, чтобы он в дальнейшем стал вам доверять.
- Ищите ответы на все его вопросы. Любой вопрос ребенок задает не просто так, а вы просто обязаны найти на него ответ. Не бойтесь потратить время, чтобы ответить на вопросы вашего ребенка.
- Тренируйтесь играючи. Основная деятельность каждого ребенка — это игра, а значит он будет легче осваивать тренировки, если вы будите объяснять ему все в игровой форме.
- Не делайте из упражнений наказание. Таким образом, ребенок может замкнуться сам в себе и тогда процесс тренировок превратиться для него в пытку.
- Регулярность — залог успеха. Важно систематически подходит к тренировкам. Нужно всего 5-10 минут 3-4 раза в день.
Эти пять нехитрых правил помогут вам в тренировках произношения вашим малышом звука Л в домашних условиях.
Речевая гимнастика
Очень важно регулярно делать упражнения, которые помогают развить органы слуха и речи. Такая система называется артикуляционной гимнастикой. Правильное, а самое главное систематическое ее соблюдение позволить вашему малышу правильно выговаривать все звуки, в том числе и звук Л.
- «Активное знакомство». В этом упражнение необходимо приучить ребенка регулярно знакомиться с органами, помогающими ему при разговоре. Это прежде всего губы, язык, щеки, небо. Для этого посадите малыша перед зеркалом и попросите понаблюдать что и где расположено. Так ваш ребенок разогреется для дальнейших тренировок.
- Следите за дыханием. Основную часть всех звуков мы выговариваем на выдохе, а потому важно научить дитя верно дышать при воспроизведении звуков, слов и предложений. Развитию органов дыхания способствуют выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков. Можно регулярно запускать бумажные кораблики и просить ребенка на них дуть. Дети очень любят задувать свечи — не препятствуйте им в этом занятии, но и следите за безопасностью.
- Научите ребенка широко улыбаться. Звук Л произносится с улыбкой, а потому важно, чтобы ваш ребенок умел широко улыбаться. Для этого попросите его улыбнуться «во весь рот» от уха до уха, а потом задержать такую гримасу примерно на 10 секунд.
Ученые выяснили, что на правильную постановку речи оказывает влияние мелкая моторика, а значит вашему ребенку обязательно нужны небольшие игрушки и пластилин для творчества и развития мелкой моторики рук.
Самое главное, когда вы начнете учить малыша выговаривать звук Л – это приучить его к верному расположению артикуляционных органов:
- Кончик языка необходимо держать у верхних зубов или альвеол. Как вариант, упереть его между челюстями.
- При выдохе важно, чтобы воздух просачивался по боковым сторонам языка.
- Следите за тем, чтобы боковые стороны языка не соприкасались с щеками и жевательными зубами.
- Корень языка должен быть в приподнятом состоянии, при этом нужно напрячь голосовые связки, они должны вибрировать.
- Мягкое небо должно преграждать возможность попасть к полости носа.
Как правило, эти упражнения не вызывают у детей каких-либо затруднений, а значит результат вы увидите уже через пару-тройку тренировок.
Упражнения для звука Л в домашних условиях:
- Лошадка на улице. На лице должна быть улыбка во весь рот, нужно показать зубки, приоткрыв рот. Далее изображаем цоканье копыт. Важно это упражнение делать медленно, постепенно наращивая обороты.
- Лошадка — шпион. То же самое, что и в первом упражнение, только нельзя издавать цоканье. Работу производит только язык, при зафиксированной нижней челюсти.
- Перо. В этом упражнение вам понадобиться легкое перышко. Ребенок должен широко улыбнуться, пусть он приоткроет рот и не сильно прикусить кончик языка. Потом он должен выдохнуть таким образом, чтобы получилось 2 потока воздуха. Эти потоки можно проверить тем самым перышком.
- Сладости. Ребенок должен приоткрыт рот, широко улыбнуться и продемонстрировать зубы. Попросите его положить язык на нижнюю губу и застыть в таком состоянии на 10 секунд. В это время вы должны намазать его верхнюю губу конфеткой или другой вкусняшкой. Потом попросите слизать сладости направлением языка «вверх-вниз». Позже можно от конфетки отказаться и выполнять упражнение уже без нее.
- Пароход. Ребенок должен сымитировать звук парохода. Нужно слегка открыть губы, и произнести буквы «Ы». Важно, чтобы кончик языка был внизу, а корень приподнят к небу.
- Расческа. Довольно эффективная технология для постановки звука Л. Малыш должен неплотно стиснуть зубки, а язычок попытаться сквозь них протиснуть, словно расчесывая его.
- Качели. Забавное упражнение, которое очень нравится всем деткам. Нужно покачивать языком от одной щеки к другой.
Как только эти нехитрые упражнения начнут приносить «плоды», можно приступать к постановке твердого и мягкого звука Л. Для этого вместе с дитем произносите слова, где Л в начале слова, в середине, в конце или в стечении согласных (облако, глаза).
Еще «отрегулировать» звук Л вашему малышу помогут распевки типа «Ла — Ло — Лу». Также читайте стишки, где часто встречается этот звук. Ну, и не забывайте про игровую деятельность детей. Тренируйтесь играючи.
Когда нужна помощь логопеда
К 4 годам деть уже должны хорошо выговаривать звук Л. Если же есть проблемы и тренировки, описанные выше не помогли, тогда стоит задумать о посещении логопеда.
Вот ряд признаков, по которым можно определить затруднения у вашего малыша с воспроизведением звука Л:
- Если ваш ребенок забывает, пропускает или же не слышит звук Л. Вместо «ложка» произносит «ожка».
- Если малыш меняет «Л» на «У» или «В». Вместо «Ласка» – «Уаска» или «Лера» – «Вера».
- Малыш вместо «Л» произносить «Й». Например, «Палка» – «Пайка».
- Ваше дитя не различает мягкую и твердую Л.
Как правило, все эти распространенные ошибки легко ликвидируются сами по себе при регулярных тренировках. Однако, логопед может провести комплексную диагностику и назначить более эффективные занятия.
Как вам статья?
Awsome site! I am loving it!! Will be back later to read some more. I am bookmarking your feeds also