Развитие – неотъемлемая часть каждого человека: будь то ребенок или взрослый. Красивая, четкая и правильная речь ценилась во все времена. Ораторское искусство требует ежедневной работы над собой, дополнительных занятий и постоянной практики. Совершенствованию и развитию разговорной речи очень помогают разные специальные упражнения.
Среди таких – скороговорки для взрослых и для детей. Что такое скороговорки и какие есть. Они бывают короткие и долгие, простые и сложные, смешные и веселые, проговариваются в голос и шепотом, быстро и медленно. Скороговорки в мире всегда использовали как эффективный метод развития артикуляции и постановки голоса. Когда и какие полезны, чему помогают и как правильно с ними заниматься – читайте ниже.
Как работать со скороговорками для четкости речи
Чем богаче и правильнее речь взрослого человека, тем легче ему реализоваться в современном мире.
Как же достичь результата. Для исправления и коррекции речи начинают занятия согласно такой технологи.
В первую очередь исправляется произношение звуков «п», «ш», «с». Вот несколько примеров скороговорок для улучшения дикции:
- Шило шубку Шуре шило,
Шелком, шерстью, швы обшило.
Вышла шубка хороша
Нашей Шуре так мила. - Месит Маня в сенях тесто, скоро в миске будет тесно.
- У Пети и Сани спит сом с усами.
- Шишки на сосне, шашки на столе
Дальше прорабатывают звуки: «ц»,«ч»,«щ »:
- Саша моет черные уши под душем, шею и щиколотки.
- Черепаха целый вечер, не скучая, все сидит за чашкой чая.
- Цапля уснула, цапля чихнула, цапля в небо упорхнула.
И в последнюю очередь прорабатывают звуки: «р», «л», «н», «м»:
- Ландыши полили ли, иль увяли ландыши?
- На дворе крапива, в крапиве мушкара, не лови мушкару, не лезь в крапиву!
- Мурый с Муркой ужинали куркой.
«Мур-мур-муррры,
Очень хор-р-рошие кур-р-ры!» - Мы еле-еле съели много вермишели у ели; так долго ели, что даже ели надоели.
- Рокочущий «эр» не просто сонорный: рокочет, кряхтит и кричит, словно ворон черный!
- Собирала Маргаритка маргаритки на горе. Растеряла маргаритки Маргаритка во дворе.
Технология произношения скороговорок
Начиная занятия, нужно помнить, что темп для скороговорок наращивают постепенно. Сначала их проговаривают медленно.
Темп ускоряется по мере запоминания и выработки дикции. Для наглядности возьмем такой пример: «У Пети и Сани спит сом с усами».
Итак, порядок произношения должен быть таким:
- Начиная разучивать стишки, проговаривайте их сначала медленно и тихо, даже просто одними губами, без звуков.
- Потом пробуйте произносить также медленно, но уже перейдите на шепот и, выговаривая каждый звук четко, повторите несколько раз.
- После этого можете переходить на естественный тон и темп произношения. Теперь каждый следующий раз повторения скороговорки, наращиваем все больший темп. До тех пор, пока не выйдет проговорить фразу быстро и без остановки, но, при этом, главный акцент делайте именно на артикуляции, потому что главное в занятиях не скорость проговаривания, а дикция.
- И в конце занятия нужно пробовать немного усложнить произношение, наполнив свой рот конфетами, орехами, камешками или косточками. Набирайте их по обе щеки и сначала медленно, а потом с каждым разом все быстрее и быстрее проговаривайте. И так до тех пор, пока с полным ртом у вас не выйдет полноценное высказывание для дикции.
Занятия для развития дикции нужно проводить ежедневно, по полчаса каждый раз, чтобы за короткий срок получить первые позитивные результаты.
Главное, чтобы это вошло в привычку. Тогда точно можно достичь желаемого от занятий.
Контроль интонации в скороговорках
Постановка интонации – это также важная часть развития артикуляции.
Нужно понимать смысл стишка, избегать монотонного произношения и проговаривать его с расстановкой и с выражением.
Чтобы правильно использовать для тренировки интонации скороговорку, нужно следовать следующим правилам:
- Выбирают короткую присказку для проговаривания, например«Черепаха целый вечер, не скучая, все сидит за чашкой чая».
- Сначала с ее помощью нужно попробовать передать эмоции радости, проговорите ее так, как будто эта Черепаха – самое счастливое существо в мире.
- Дальше с помощью интонации передавайте эмоцию удивления, потом – презрения. Пробуйте со злостью, гневом, как диктор радио и телевидения, как сказочник.
Экспериментируйте с разными интонациями. Чем больше практикуетесь, тем артистичнее и выразительнее будет речь.
Короткие скороговорки на каждый день
Начинать тренировку речевого аппарата нужно с коротких, легко запоминающихся стихов для дикции.
Лучше с тех, которые можно рассказать на одном лишь дыхании. Чтобы проверить степень развития речи, нужно именно так и попробовать ее рассказать.
Если дыхания хватило, значит можно переходить на более сложные стишки.
Несколько примеров коротких скороговорок для развития речи и дикции взрослых:
- Бобер на берегу с бобрятами баранки печет.
- Водовоз вез воду из водопровода.
- Ворона проворонила вороненка.
- Желтый жук купил жилет, джемпер, джинсы и кашкет.
- Ела Полина малину в долине.
- Колпак на колпаке, под колпаком – колпак.
- В повозке коза, под повозкой лоза.
- На реке рыбак поймал рак в рукав.
- Дрова рубили два дроворуба.
- Бегут тропинки ровно между малинкой.
- Лежит пять пятаков. На каждом пятаке еще по пятаку.
- У четырех черепах четверо черепашат.
- Во дворе трава, на траве дрова.
- На столе стоит солонка, а в солонке – соль.
- Жужжит над рожью резвый жук,
Потому что желтый он надел кожух.
Длинные скороговорки для развития дикции
После однострочных выражений постепенно переходите на самые сложные скороговорки в двух-, трёх- и многострочном строении.
Длинные стихи для дикции также нужно произносить, максимально удерживая дыхание.
Если не выходит проговорить весь текст полностью, то следует разбить его на максимально длинные части. Между такими строками стараться делать небольшие паузы.
И чем они будут меньше, тем лучше для тренировки самой речи.
- Семен сыновьям сказал: “Скосите сено”. Сыновья скосили сено. Старый Семен сказал сыновьям: “Спасибо!”.
- Захар залез на перелаз. – Захарчик, слезь!– Захар, слезай! Сумел залезть так знай, как слезть.
- Крокодил к крокодилу приплыл попросить мыла, потому что надоело крокодилу умываться без мыла.
- Как-то Мышка пришла к кошке, поклонилась кошке в ножки, кошке – смешки, мышке – крошки.
- Сел скворец на скворечник, запел скворец соловью, ты не умеешь, как я, так как ты не умею я.
- Мышка сушки насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушку кушать стали, мышки зубки поломали.
- Карл у Клары украл Кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Нет, Карл и Клара – хорошо пора. Кларнетисты Карл и Клара.
- Расскажите про покупки! – Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- На печи, на печи вкусные и горячие пшеничные калачи. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
На долине жил удав, притворялся, что все знал.
Притворялся, что все умел, в траве лежал хвостом вертел.
Заключение
Это неполный перечень текстов для дикции, которые можно использовать для развития речи.
Скороговорки для развития речи и дикции взрослых и детей легко придумывать самостоятельно – этот веселый способ времяпрепровождения будет не только интересен, но и очень полезен для легкого запоминания большого количества стишков.
Если при самостоятельных занятиях дикцией не придерживаться систематичности и постоянной тренировки, то результат будет получить сложно.
В этом случае наиболее эффективным будет индивидуальное обучение с тренером по постановке голоса.
Он подготовит вам упражнения на развитие голоса, научит их правильно выполнять и проверит результат. Такое обучение будет максимально быстрым и эффективным.
Важно помнить, что голос – как мышцы: его нужно держать в тонусе постоянно. Занятия с голосом и дикцией похожи на тренировку по бегу: если прекращают упражняться, то через месяц уже невозможно пробежать столько, как раньше.
Но если вы поставите голос раз, он:
- у вас уже останется навсегда,
- его скорее можно будет привести в тонус с помощью выполнения упражнений на развитие голоса дома или с логопедом.
С дикцией еще легче. Ее можно выработать один раз, и она останется надолго благодаря тому, что ее легко поддерживать во время повседневного общения.
Самый легкий способ тренировать речь – выполнять каждодневные упражнения для постановки произношения. А также учить скороговорки для дикции.
Как вам статья?